Союз театральных деятелей Бурятии обратился за помощью к Александру Калягину, который возглавляет российский СТД. Повод – предстоящий перевод всех республиканских театров на централизованную бухгалтерию Минкульта РБ. Инициатором обращения стал худрук Русского драматического театра им. Бестужева Сергей Левицкий.

Ситуация с грядущей оптимизацией уже вышла за пределы Бурятии. О недовольстве республиканских культурных учреждений рассказал ряд авторитетных специализированных изданий. В том числе, журнал «Театр» и «Петербургский театральный журнал». Открыто поддержали коллег из региона Кирилл Крок, директор Государственного академического театра им. Евг. Вахтангова, Софья Апфельбаум, директор Российского академического Молодежного театра, Михаил Барсегов, директор Санкт-Петербургского театра «Мастерская», известный театральный критик Павел Руднев и другие.

Главный инициатор Сергей Левицкий неоднократно пояснял, что руководители бурятских «храмов Мельпомены» не возражают против создания централизованной бухгалтерии как таковой. Они — против вхождения туда именно театров в силу специфики театральной деятельности. Левицкий назвал переход на такую бухгалтерию настоящей «удавкой на шее, которая парализует работу театров».

В обращении к Калягину СТД РБ поясняет, что оптимизацию всех пяти республиканских учреждений планируется провести до осени 2021 года. Руководство театров оптимизироваться не хочет. Ситуацию не удалось решить ни с минкультом РБ, ни с главой республики Алексеем Цыденовым.

— Глава сам обратился к одному из директоров театров и сообщил то же самое, что и минкульт: решение принято, пути назад нет, — отметил Левицкий в обращении. — Таким образом, поменять ситуацию внутри Бурятии не представляется возможным, поэтому мы надеемся на помощь коллег, на солидаризацию российской театральной общественности, СТД РФ. 

Отметим, что коллеги бурятских представителей культуры встали на их защиту.

Директор Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Михаил Барсегов сообщил «Петербургскому театральному журналу»:

— Действительно, последствия создания такой централизованной бухгалтерии способны привести театры в состояние, близкое к параличу или анабиозу, выйти из которого будет весьма затруднительно, если вообще возможно. Может, в этом и состоит цель «оптимизации»?

Кирилл Крок, директор Государственного академического театра им. Евг. Вахтангова, высказался еще жестче:

— То, что мы видим сегодня в Бурятии, — чудовищно. Несколько лет назад объединение произошло в Тюмени. Они плачут кровавыми слезами: за три года штат централизованной бухгалтерии и надстройки над театрами увеличился в 2,5 раза! Чиновники, какие-то юристы, непуганые идиоты, ничего не понимающие в театре. То, что собираются делать в Бурятии, — убийственно для природы театра, для дела театра. Театр — не библиотека и не ДК, у него своя огромная оперативная деятельность, и нельзя эту деятельность засовывать в ЦБ. Это ужасно, это надо ломать нам всем миром.

Критик Павел Руднев написал в своем фейсбуке: «Если прислушаться к опыту уже «централизованных», «укрупненных» и «объединенных», то можно услышать явственно: никто из них не доволен, все страдают от этого явления. Централизованная бухгалтерия парализует театральную деятельность. Театр теряет автономность и, главное, мобильность. Гостеатры опутаны с ног до головы бюрократическими процедурами, слишком усложненной отчетностью, директивами, бумагами».

Руднев подчеркивает, что именно театры Бурятии выдвинулись в последнее время на лидирующие позиции не только в сегменте национальных, республиканских, но и общефедеральном масштабе. В этом году сразу два театра попали в номинанты премии «Золотая маска». Один из них – как раз Русский драм со спектаклем «Наводнение». Также за главную театральную премию будет бороться Бурятский драматический театр со своей работой «Аламжи».

— Абсолютно ясно, что переход на централизованную бухгалтерию только затормозит развитие этих театральных коллективов, и это вам подтвердит любой человек театра, — подчеркивает Руднев. — Эта угроза давно висит над нашей театральной страной. Мы это уже проходили. Централизация — это лучший вариант загнать театры в арьергард.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *